Суббота, 23.11.2024, 15:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности верстки иллюстраций

Главные особенности иллюстрационной верстки

Иллюстрационной версткой называют верстку изданий, содержащих изображения. Можно выделить два типа таких изданий - издания, в которых рисунки размещают на вклейках, не привязывая их к описанию в тексте (это относится ко многим произведениям художественной литературы, литературы по искусству и т. п.), и издания, в которых рисунки заверстывают непосредственно в текст, с которым они тесно связаны по содержанию и размещению (это характерно для научной, технической, учебной и справочной литературы, а так же каталогов).

Рисунки являются важнейшим элементом художественного и полиграфического оформления изданий, поэтому для иллюстрационной верстки действуют технические правила, нарушение которых резко снижает качество издания. Основные правила - это единство оформления всего издания, т. е. запрещено в одном издании применять различные виды иллюстрационной верстки (например, открытую и закрытую: размещать изображения одинакового формата в оборку и вразрез и т. п.); точное соблюдение приводности верстки (любое изображение вместе с подписью должно быть кратно по высоте целому числу строк основного текста); наилучшее с точки зрения удобочитаемости размещение изображений на полосах (рисунки, не занимающие полной полосы, всегда располагают на оптической середине); согласованное расположение изображений на полосе и на развороте (любая полоса или разворот с изображениями должны представлять собой единое художественное целое), а в изданиях, где текст тесно связан с рисунками, также строгое согласование размещения рисунков относительно текста (изображение должно размещаться на одном развороте со ссылкой на него и, как правило, после ссылки).

В связи с изложенным, иллюстрационная верстка требует чрезвычайно высокой квалификации верстальщика, наличия у него не только профессиональных знаний и навыков, но и хорошего художественного вкуса.

Наверх

Основные виды иллюстрационной верстки в книжно-журнальных изданиях

Вид иллюстрационной верстки определяется характером размещения в издании неполноформатных (не занимающих полную полосу) изображений. Различают четыре основных вида иллюстрационной верстки:

открытая верстка - изображения по всему изданию размещаются вверху или внизу каждой полосы и соприкасаются с текстом одной стороной при заверстке вразрез или двумя сторонами при заверстке в оборку (а);

закрытая верстка - изображения по всему изданию размещаются внутри текста полосы и соприкасаются с текстом двумя сторонами при заверстке вразрез или тремя сторонами при заверстке в оборку (б);

глухая верстка - изображения в многоколонном наборе размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами (в);

верстка изображений на полях - иллюстрации малого формата заверстываются вне текста (г).

Промежуточными видами верстки изображений можно считать верстку иллюстраций с выходом в поле - открытую (д) или закрытую (е). Для отдельных изданий верстают изображения с выходом в поле так, чтобы при обрезке издания с трех сторон срезалась некоторая часть рисунка, т. е. рисунок в готовой книге не должен иметь даже самого малого поля. Такой способ верстки называют версткой изображения "под обрез" (д).

Почти во всех иллюстрированных изданиях встречаются рисунки, размещаемые на отдельных полосах; заверстка их, как правило, не зависит от вида верстки неполноформатных рисунков (т. е. одинакова для открытой, закрытой или глухой верстки), однако, если все иллюстрации в издании заверстываются с выходом в поле или "под обрез", то и полосные рисунки должны быть оформлены так же. Не следует нарушать стилевого единства в издании, смешивая в нем разные виды иллюстрационной верстки.


Рис. Варианты размещения иллюстраций в тексте

Рис. Варианты размещения иллюстраций в тексте


Наверх

Обеспечение правила приводности верстки при заверстке иллюстраций

Для обеспечения приводности верстки иллюстрация вместе с подписью под ней, отбивкой подписи от рисунка, а также отбивками изображения от текста должно иметь высоту, кратную кеглю строк основного текста. Это относится как к изображениям, заверстываемым вразрез, так и к изображениям, устанавливаемым в оборку. При заверстке изображений в нижний или верхний край полосы (открытая верстка) внешняя отбивка должна быть такой, чтобы соответствующий край полосы был ровным, т. е. контуры рисунка должны совпадать с контурами текстовых строк. Для полутоновых изображений с фацетами соответствующий фацет должен быть выпущен в верхнее или нижнее поле, для штриховых изображений в рамке верхняя или нижняя линейка рамки должна располагаться по верхней линии шрифта первой строки или линии шрифта нижней строки соответственно. В этих случаях при установке подписи и отбивках подписи и изображения кратность высоты рисунка основному кеглю считают без учета выпущенных в поле частей клише. Для иллюстраций, занимающих всю полосу, общую высоту полосы делают точно такой же, как для всех текстовых полос; если полосное изображение заключают в рамку, то формат рамки строго соответствует формату текстовой полосы (кроме случая заверстки всех изображений с выходом в поле).

Наверх

Правила заверстки рисунков по отношению к тексту

В изданиях, где изображения непосредственно связаны с текстом (а таких подавляющее большинство), как правило, иллюстрация должна следовать за ссылкой на нее в тексте, причем на том же развороте, где размещается ссылка. Это правило не всегда легко выполнить, особенно в случаях, когда в издании много рисунков. Тем не менее, всегда следует стараться размещать иллюстрации по отношению к ссылкам следующим образом: если ссылка оказалась на четной полосе сверху, то рисунок надо расположить на этой же полосе; если ссылка на четной полосе внизу, то рисунок располагают на нечетной полосе (тот же разворот). Когда ссылка на нечетной полосе расположена внизу, допускается размещение рисунка на той же полосе над ссылкой. Но лучше (если это возможно), возвратившись несколько назад, либо выгнать строку со ссылкой на следующую четную полосу, либо вогнать несколько строк с тем, чтобы ссылка оказалась над рисунком. Нельзя заверстывать изображение в конце раздела или главы перед заголовком следующего раздела (главы), также не следует ставить иллюстрации на концевых полосах (как исключение допустимо оставить рисунок на концевой полосе технической книги, если ссылка на него разместилась на той же полосе).

В безвыходных случаях, когда невозможно путем вгонки или выгонки строк правильно расположить изображение по отношению к ссылке на него (например, ссылка внизу нечетной полосы и при выгонке попадает на концевую полосу), допустимо (хотя и крайне нежелательно) несколько оторвать рисунок от ссылки (например, переместить на следующий разворот), добавив к ссылке слова "см. стр. ***". Такое же положение может создаться, если подряд идут несколько мелких иллюстраций, а текста для их оборки недостаточно. В этих случаях собирают такие рисунки на полосу (часто в рамке) и для отдельных рисунков, оторванных от ссылки, также добавляют к ссылке указание на страницу, где размещены иллюстрации.

Как уже отмечалось ранее, крайние линии изображения и текста должны совпадать. Это относится, в частности, и к полутоновым изображениям, заверстываемым в оборку. Фацеты, оказавшиеся у края полосы, должны быть выпущены в поле.


 

Оборка - часть полосы набора, имеющая суженный формат, для заверстки сбоку иллюстрации или таблицы.

Не рекомендуется делать оборки менее 1,5 кв. или 27 мм, так как формирование строк сильно затрудняется, если емкость строки меньше 25-30 знаков, что в свою очередь приводит к жидким строкам, длинным пробелам и словам, набранным как бы вразрядку. В результате оборки выходят рваными и неопрятными.

Для колонок рекомендуется устанавливать ширину в пределах 3,5-7 кв., или 63-126 мм при кеглях 10 и 12 п.


Наверх

Правила заверстки изображений вразрез

Вразрез с текстом заверстывают изображения, формат которых равен формату строк набора, а также несколько меньшие (минимальный размер оборки рисунков устанавливается издательством для каждого издания; если рисунок меньше формата строк набора, но остаток от формата менее минимально разрешенной оборки, то изображения заверстывают вразрез) или несколько большие формата строк набора (превышение формата допускается, как исключение, и не более, чем на 1 кв.) изображения.

Иллюстрацию, размещаемую вразрез, при открытой верстке устанавливают вверху или внизу полосы. В этих случаях очень плохо, когда изображение (особенно прямоугольное полутоновое или в рамке) не соответствует формату строк набора и нарушает прямоугольность полосы. При закрытой верстке изображения вразрез его всегда размещают на оптической середине полосы, т. е. так, чтобы над рисунком вместе с его подписью разместилось примерно три восьмых, а под ним - пять восьмых всех текстовых строк.

При заверстке изображения вразрез над ним нельзя оставлять абзацную строку, а текст под ним не может начинаться концевой строкой.

В зависимости от общего характера оформления издания иллюстрации, заверстываемые вразрез и имеющие неполный формат строк набора, размещают либо (чаще всего) по центру формата, либо все в левый край. При этом левый край изображения и текста должны совпасть, т. е. фацеты полутоновых изображений выпускают в левое поле. Отдельные иллюстрации, имеющие больший, чем строки набора, формат, допустимо верстать с выходом в поле (как правило, равномерно в обе стороны). Если по всему изданию рисунки верстают с выходом в поле или "под обрез", то выход дают полностью в наружное поле.

Иллюстрации, по высоте близкие к общей высоте полосы, лучше заверстывать на отдельной полосе. Минимальное количество текста, которое может быть подверстано к такому рисунку, - 3-4 строки при открытой верстке, и при закрытой верстке - 2-3 строки над рисунком и 4-5 строк под ним.

Наверх

Правила заверстки иллюстраций в оборку

Рисунки, значительно меньшие по формату, чем строки набора, заверстывают с оборкой текстом с одной стороны (а при глухой верстке - с двух сторон). Минимальный формат оборки определяется издательством; обычно он (равен 2-3 кв., еще должна быть учтена отбивка рисунка от текста сбоку - примерно 1 циц. (с условием, что формат оборки был кратным цицеро).

Если на полосе имеется лишь одно изображение в оборку, то его всегда располагают к наружному краю полосы, т. е. на четной полосе - слева, а на нечетной - справа, на оптической середине полосы по высоте - при закрытой верстке, и в нижнем или верхнем крае полосы - при открытой верстке. И в этом случае необходимо соблюдение точной граничной линии полосы - края прямоугольных изображений должны совпадать с видимым краем текста на полосе

В оборке нельзя размещать рубрики и формулы. В виде исключения в технических изданиях допускается оставлять в оборке рубрику, набранную в подбор с текстом. Размер абзацного отступа в оборке должен быть равен абзацным отступам, принятым в издании. В связи с малым форматом строк оборки при выключке строк допустимо увеличение междусловных пробелов до кегельной. Нельзя начинать оборку с концевой строки и вставлять абзацную строку в последней строке оборки

Для изображений, имеющих сложную конфигурацию, часто делают ступенчатую оборку. При ступенчатой оборке не рекомендуется делать ступени менее чем по 3-4 строки основного текста. Между ступенями нельзя увеличивать межстрочный интервал.

Наверх

Как заверстать на полосе два рисунка

На одной полосе могут быть расположены два рисунка, заверстываемые вразрез. При открытой верстке один из них заверстывают вверху, а второй - внизу полосы. При закрытой верстке между этими изображениями должно быть не менее трех строк текста, и оба они с текстом между ними заверстываются на оптической середине полосы (три восьмых оставшегося текста - над и пять восьмых - под группой изображений).

Если на одной полосе расположены два рисунка малого формата, их можно разместить рядом, вразрез с текстом. При этом, если они не займут почти полного формата строки, то вертикальный пробел между ними должен быть значительно меньшим, чем поля; если же их суммарный формат отличается от формата строк на 1 - 1,5 кв., то лучше разместить их по краям полосы, дав весь пробел между ними. Оба эти рисунка можно разместить и в оборку (когда суммарный формат иллюстраций больше формата строки набора, то именно этот вариант единственный): первое изображение - к наружному краю полосы, а второе - к корешковому полю (на четной полосе первое изображение - влево, второе - вправо, на нечетной первое -вправо, второе - влево). Между такими иллюстрациями должно быть не менее трех полноформатных строк (при закрытой верстке), и всю группу размещают на оптической середине; при открытой верстке первое изображение размещают вверху, второе - внизу полосы.

Если два рисунка, размещаемые вразрез, существенно отличаются по высоте, то их следует выровнять по нижней линии и над меньшим по высоте рисунком сделать оборку, формат которой равен формату этого изображения, а высота - не менее четырех строк текста.

Наверх

Влияние размещения материалов на развороте и обороте полосы на иллюстрационную верстку

Согласованное размещение всех изображений на каждом развороте издания имеет очень большое значение для его художественного оформления.

Если на обеих полосах разворота заверстывают рисунки вразрез, то их следует выравнивать по нижней линии, размещая больший по высоте на оптической середине. При резкой разнице в высоте этих иллюстраций их размещают по оптической середине полос. При наличии на каждой полосе разворота изображений в оборку рекомендуется: если рисунки имеют одинаковые размеры, разместить их симметрично относительно корешка; если же рисунки имеют разные как по формату, так и по высоте размеры, то - по одной диагонали, смещая рисунок на четной полосе несколько вверх, а на нечетной - вниз (при закрытой верстке) или, располагая изображение на четной полосе вверху, а на нечетной - внизу (при открытой верстке). Так же рекомендуется поступать при наличии на четной полосе изображений вразрез, а на нечетной - изображений в оборку. Разворот с четырьмя иллюстрациями в оборку (по два на полосе) лучше делать симметричным, помещая нижние рисунки к корешковому полю, но иногда предпочитают все четыре рисунка в этом случае размещать к наружному полю.

При размещении полутоновых рисунков на полосе нельзя также не учитывать оборота полосы, ибо совпадение такого рисунка с имеющейся на обороте таблицей, крупнокегельным заголовком и т. п. значительно ухудшит восприятие рисунка из-за натиска и просвечивания бумаги.

Наверх

Как заверстать изображения, занимающие целую полосу

Иллюстрации, имеющие значительно меньший, чем полоса набора, формат, но заверстываемые, по указанию издательства, на отдельную полосу (фронтиспис, рисунки на вклейках и т. п.), размещают точно на оптической середине полосы с равномерной выключкой по формату строки набора "в красную". Как правило, на таких полосах колонцифру не ставят. На полосах, размещаемых на вклейках, обычно набирают норму, но в счет колонцифр они не входят; остальные полосы с рисунками в общий счет входят - на следующих полосах колонцифры ставят с учетом такой полосы. Довольно часто в художественных изданиях оборот полосы, занятой иллюстрацией, оставляют пустым. В этих случаях полоса с рисунком должна быть обязательно нечетной.


 

Норма - сведения, помещаемые вместе с сигнатурой в левом нижнем углу первой страницы каждой книжной тетради и служащие для облегчения контроля при брошюровочных процессах.


В технических, научных и учебных изданиях полосы, занятые иллюстрациями, верстают обычным путем. По указанию издательства, иногда такие полосы заключают в рамку из тонких линеек; рамка должна быть точно равна формату полосы набора. Очень важно правильно расположить мелкие рисунки, собранные на одной полосе; обязательно учитывать следующее: 1) необходимо чтобы рисунки располагались в порядке их номеров; 2) необходимо чтобы сохранялась прямоугольность полосы, поэтому при верстке таких полос без рамок нужно стремиться располагать изображения по возможности у края полосы; 3) отбивки между рисунками должны быть равномерными и не слишком большими.

Наверх

Подписи под рисунки

Подписи под рисунки должны быть набраны на видимый формат изображения, исключая для полутоновых иллюстраций фацеты, а для штриховых рисунков - поля подставки. Для рисунков, заверстываемых в оборку, никаких исключений из этого правила быть не может. Очень длинные подписи, занимающие более 4-5 строк под рисунком, заверстываемые вразрез, но не занимающие полного формата строки набора, разрешается (как исключение) набирать на полный формат. Последняя строка подписи (иногда единственная) выключается "в красную" по отношению к формату иллюстрации. Если подпись имеет экспликацию (объяснение элементов рисунка), набранную сниженным кеглем (нонпарелью), то в конце основного текста подписи ставят двоеточие, а экспликацию отбивают от подписи на 2-4 п. и последнюю строку ее также выключают "в красную" по отношению к видимому формату рисунка.

Отбивка подписи от рисунка (включая фацет) не должна превышать кегля основного шрифта, отбивка изображения от текста сверху также должна быть в пределах кегля основного шрифта, а от текста снизу - в пределах двух кеглей основного шрифта. Общая высота иллюстрации с подписью и всеми отбивками должна быть кратна кеглю основного шрифта. При открытой верстке над рисунком, размещаемом сверху полосы, отбивки сверху не делают, а отбивка снизу - в пределах двух кеглей шрифта с учетом приводности верстки; над рисунком, размещаемом внизу полосы, делают отбивку сверху в пределах кегля, а последняя строка подписи должна выдерживать линию последней строки текста.

Размещение подписи сбоку от рисунка чрезвычайно нежелательно, это допускается в технической книге только в безвыходных положениях.

Категория: Мои статьи | Добавил: IKRA (16.10.2014)
Просмотров: 6890 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши новости
Мои статьи [37]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz